N.Z. Munasypov, I.N. Nizamutdinova, V.A. Baldin
 
Jurassic series in the north-eastern part of Western Siberia: prediction of different types of non-anticlinal hydrocarbon traps
DOI 10.31087/0016-7894-2019-3-87-97

The paper presents the updated data on the Jurassic series in the north-east of Western Siberia; this information in based on the results of sequence stratigraphy analysis of CDP seismic, drilling and well logging data. It is shown that three plays are identified in the Jurassic deposits, they are: Lower-Middle Jurassic (except for Callovian), Callovian-Kimmeridgian, and Tithonian-Berriasian. In addition to the structural oil and gas promising objects typical of the Jurassic series in the north-east of Western Siberia, the authors draw attention to new trends of petroleum exploration activities in the Jurassic interval of the section, which are related to the search for various types of non-anticlinal objects at the depths accessible for drilling within the Ob-Laptevsky Ridge and shoulders of the West Siberian Sedimentary Basin. Different types of non-anticlinal objects in the Lower-Middle Jurassic plays in the north-eastern shoulder of the West Siberian Sedimentary Basin (West Taimyr and South Taimyr monoclises) may be of considerable interest for oil and gas exploration at shallow depths (1–3 km). Petroleum potential of Callovian-Kimmeridgian deposits is associated with the middle sandy-siltstone part of the Upper Jurassic section (Sigovsky Formation) that occurs mainly in the Yenisei River right bank, predominantly near the north-western foots of mega-swells within the Ob-Laptevsky Ridge. Main prospects of the Tithonian-Berriasian plays having the considerable petroleum potential are associated with lithological and combination non-anticlinal traps in clinoforms infilling negative paleotopography forms in the vicinity of north-western foots of the Malokhetsky and Rassokhinsky mega-swells (Yanovstansky Formation), which occur at the depths accessible for drilling (about 3–4 km).

 

Key words: north-eastern part of Western Siberia; Lower-Middle Jurassic and Upper Jurassic series; sequence stratigraphy; non-anticlinal traps; petroleum potential.

For citation: Munasypov N.Z., Nizamutdinova I.N., Baldin V.A. Jurassic series in the north-eastern part of Western Siberia: prediction of different types of non-anticlinal hydrocarbon traps. Geologiya nefti i gaza = Oil and gas geology. 2019;(3):87–97. DOI: 10.31087/0016-7894-2019-3-87-97.

References

1. Gurari F.G., Devyatov V.P., Demin V.I. et al. Geological structure and hydrocarbon potential of Lower-Middle Jurassic in the West Siberian Province. Novosibirsk: Nauka; 2005. 156 p.
2. Shemin G.G. Regional oil and gas reservoirs in the Jurassic formations of the northern West Siberian province. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN; 2014. 362 p.
3. Kontorovich V.A. The tectonic framework and petroleum prospects of the Western Yenisei-Khatanga regional trough. Advanced Search. Russian Geology and Geophysics. 2011;(8):804–824.
4. Baldin V.A., Kunin V.A., Kunin N.Ya. New considerations on structure and genesis of mega-swells diagonal system in the Yenisei-Khatanga regional deep. Geologiya nefti i gaza = Oil and gas geology. 1997;(3):26–34.
5. Baldin V.A. Ust-Enisei oil and gas area as a new territory of HC reserves increment in West Siberia. Geologiya nefti i gaza = Oil and gas geology. 2003;(2):16–25.
6. Baldin V.A. Definition of the largest Ob Laptevsky ridge in the northern Siberia. In: EAGE «Geomodel' 2008»: tezisy dokladov X mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 11–22 September 2008. Gelendzhik, 2008. DOI: 10.3997/2214 4609.201404288.
7. Baldin V.A. Ob-Laptevsky ridge as the largest super-order structure and a new oil and gas accumulation zone in the northern Siberia. In: EAGE «Tyumen' 2015»: mat-ly IV mezhdunarodnoi geologicheskoi konferentsii. Tyumen, 23–27 March 2015.
8. Baldin V.A., Munasypov N.Z., Sharafutdinov T.R. More precise definition of West Siberian Basin borders on Taimyr Peninsula. Geologiya nefti i gaza = Oil and gas geology. 2018;(3):59–74.
9. Nizamutdinova I.N., Petrykina L.B., Koz'mina K.Kh. Structural and facies zoning of Jurassic deposits on the basis of the updated Mesozoic geological model of the north-eastern part of Western Siberia. In: EAGO «GeoKrym-2016, Problemy neftegazovoi geologii i geofiziki»: mat-ly VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Alushta, 23–27 May 2016.
10. Nizamutdinov I.N., Zhukov A.P., Petrykina L.B. Problems of reservoir beds and reflection horizons indexing in the Jurassic deposits of the northeastern part of Western Siberia. In: EAGE «Geomodel-2017»: mat-ly XIX mezhdunarodnoi konferentsii. Gelendzhik, 11–14 September 2017.
11. Zhukov A.P., Nizamutdinova I.N. Model of geological structure and petroleum potential of Jurassic deposits in Ust’-Yenisei Petroleum Area. In: EAGO «Sovremennye tekhnologii izucheniya i osvoeniya nedr Evrazii. GeoEvraziya-2018»: mat-ly mezhdunarodnoi geologogeofizicheskoi konferentsii. Moskva, 5–8 February 2018. pp. 71–75.
12. Trubina T.B., Munasypov N.Z., Baldin V.A. et al. Identification of structurally complicated traps within the eastern part of Gydan and Ust’-Yenisei petroleum areas. In: EAGE «Geomodel-2013»: mat-ly XV mezhdunarodnoi konferentsii. Gelendzhik, 9–12 September 2013.
13. Nizamutdinova I.N., Petrykina L.B., Zhukov A.P. Geoseismic interpretation of zones of Lower-Middle-Jurassic deposits pinch-out within the South Taimyr monoclise. In: EAGE «Tyumen-2017»: mat-ly V nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tyumen, 27–31 March 2017.
14. Adiev R. Ya., Baldin V.A., Munasypov N.Z. Oil and gas north of Krasnoyarsk region: problems of development and prospects for development. The Russian Geophysics Journal. 2012;(4):4–12.
15. Baldin V.A., Igoshkin V.P., Munasypov N.Z. Petroleum potential of Central Arctic Region. In: GeoKrym-2016: Neftegazovaya geologiya i geofizika: mat-ly VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Alushta, 23–27 May 2016.
16. Baldin V.A., Munasypov N.Z. New trends of petroleum exploration on Gydan and Taimyr. In: EAGE «Geomodel'-2018»: mat-ly XX mezhdunarodnoi konferentsii. Gelendzhik, 10–14 September 2018.

N.Z. Munasypov   Scopus

Geostra Research and Production Center LLC, Ufa, Russia;

nail@bngf.ru

I.N. Nizamutdinova

Geostra Research and Production Center LLC, Ufa, Russia;

nizamutdinovain@bngf.ru

V.A. Baldin

Geostra Research and Production Center LLC, Ufa, Russia;

baldin@bngf.ru

Н.З. Мунасыпов, И.Н. Низамутдинова, В.А. Балдин
 
Прогноз неантиклинальных ловушек углеводородов различных типов в юрских комплексах северо-востока Западной Сибири
DOI 10.31087/0016-7894-2019-3-23-38

В статье приведены уточненные сведения по отложениям юрской системы на северо-востоке Западной Сибири, основанные на результатах секвенс-стратиграфического анализа данных сейсморазведки методом общей глубинной точки, бурения и геофизических исследований скважин. Показано, что в юрских отложениях выделяется три основных нефтегазоносных комплекса: нижне-среднеюрский (без келловея), келловей-кимериджский и титон-берриасский. Наряду с традиционными для юрских комплексов северо-востока Западной Сибири структурными нефтегазоперспективными объектами, обращено внимание на новые направления нефтегазопоисковых работ в юрском интервале разреза, связанные с поиском неантиклинальных объектов различных типов на доступных для бурения глубинах в пределах Обско-Лаптевской гряды и бортов Западно-Сибирского седиментационного бассейна. Значительный нефтегазопоисковый интерес могут представлять находящиеся на небольших глубинах (1–3 км) различные типы неантиклинальных объектов в нижне-среднеюрском нефтегазоносном комплексе на северо-восточном борту Западно-Сибирского седиментационного бассейна (Западно-Таймырская, Южно-Таймырская моноклизы). Перспективы нефтегазоносности келловей-кимериджских отложений связываются с песчано-алевритовой средней частью верхнеюрского разреза (сиговская свита), развитой преимущественно по правобережью р. Енисей, главным образом вблизи северо-западных подножий мегавалов Обско-Лаптевской гряды. Основные перспективы титон-берриасского нефтегазоносного комплекса, обладающего значительным нефтяным потенциалом, связаны с неантиклинальными ловушками литологического и комбинированного типов в клиноформах заполнения отрицательных форм палеорельефа у северо-западных подножий Малохетского и Рассохинского мегавалов (яновстанская свита), залегающих на доступных для бурения глубинах (около 3–4 км).

 

Ключевые слова: северо-восток Западной Сибири; нижне-среднеюрские и верхнеюрские комплексы; секвенсстратиграфия; неантиклинальные ловушки; перспективы нефтегазоносности.

Для цитирования: Мунасыпов Н.З., Низамутдинова И.Н., Балдин В.А. Прогноз неантиклинальных ловушек углеводородов различных типов в юрских комплексах северо-востока Западной Сибири. – 2019. – № 3. – С. 87–97. DOI: 10.31087/0016-7894-2019-3-87-97.

Литература

1. Гурари Ф.Г., Девятов В.П., Демин В.И. и др. Геологическое строение и нефтегазоносность нижней-средней юры Западно-Сибирской провинции / Под ред. В.С. Суркова. – Новосибирск : Наука, 2005. – 156 с.
2. Шемин Г.Г. Региональные резервуары нефти и газа юрских отложений севера Западно-Сибирской провинции. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2014. – 362 с.
3. Конторович В.А. Тектоника и нефтегазоносность западной части Енисей-Хатангского регионального прогиба // Геология и геофизика. – 2011. – Т. 52. – № 8. – С. 1027–1050.
4. Балдин В.А., Кунин К.Н., Кунин Н.Я. Новые представления о строении и генезисе диагональной системы мегавалов в Енисей-Хатангском прогибе // Геология нефти и газа. – 1997. – № 3. – С. 26–34.
5. Балдин В.А. Усть-Енисейская нефтегазоносная область — новая территория наращивания запасов углеводородов в Западной Сибири // Геология нефти и газа. – 2003. – № 2. – С. 16–25.
6. Балдин В.А. О выделении на севере Сибири крупнейшей Обско-Лаптевской гряды // EAGE «Геомодель-2008» : мат-лы X международной науч.-практ. конф. Геленджик, 11–22 сентября 2008 г. DOI: 10.3997/2214‑4609.201404288.
7. Балдин В.А. Обско-Лаптевская гряда, как крупнейшая надпорядковая структура и новая зона нефтегазонакопления на севере Сибири // EAGE «Тюмень 2015» : мат-лы IV международной геол. конф. Тюмень, 23–27 марта 2015 г.
8. Балдин В.А., Мунасыпов Н.З., Шарафутдинов Т.Р. Уточнение границ Западно-Сибирского бассейна на Таймырском полуострове // Геология нефти и газа. – 2018. – № 3. – С. 59–74.
9. Низамутдинова И.Н., Петрыкина Л.Б., Козьмина К.Х. Структурно-фациальное районирование юрских отложений на основе уточненной геологической модели мезозоя северо-востока Западной Сибири // ЕАГО «ГеоКрым-2016, Проблемы нефтегазовой геологии и геофизики» : мат-лы VI Международной науч.-практ. конф. Алушта, 23–27 мая 2016 г.
10. Низамутдинов И.Н., Жуков А.П., Петрыкина Л.Б. Проблемы индексации продуктивных пластов и отражающих горизонтов юрских отложений северо-востока Западной Сибири // EAGE «Геомодель-2017» : мат-лы XIX международной конф. Геленджик, 11–14 сентября 2017 г.

11. Жуков А.П., Низамутдинова И.Н. Модель геологического строения и перспективы нефтегазоносности юрских отложений Усть-Енисейской НГО // ЕАГО «Современные технологии изучения и освоения недр Евразии. ГеоЕвразия-2018» : мат-лы международной геолого-геофизической конф. Москва, 5–8 февраля 2018 г. – С. 71–75.
12. Трубина Т.Б., Мунасыпов Н.З., Балдин В.А. и др. Выделение сложнопостроенных ловушек в пределах восточной части Гыданской и Усть-Енисейской нефтегазоносных областей // EAGE «Геомодель-2013» : мат-лы XV международной конф. Геленджик. 9–12 сентября 2013 г.
13. Низамутдинова И.Н., Петрыкина Л.Б., Жуков А.П. Сейсмогеологическая интерпретация зон выклинивания нижне-среднеюрских отложений в пределах Южно-Таймырской моноклизы // EAGE «Тюмень-2017» : мат-лы V науч.-практ. конф. Тюмень, 27–31 марта 2017 г.
14. Адиев Р.Я., Балдин В.А., Мунасыпов Н.З. Нефть и газ севера Красноярского края: проблемы освоения, перспективы развития // Геофизика. – 2012. – № 4. – С. 4–12.
15. Балдин В.А., Игошкин В.П., Мунасыпов Н.З. Перспективы нефтегазоносности Центрально-Арктического региона // «ГеоКрым-2016: Нефтегазовая геология и геофизика» : мат-лы VI международной науч.-практ. конф. Алушта, 23–27 мая 2016 г.
16. Балдин В.А., Мунасыпов Н.З. Новые направления нефтегазопоисковых работ на Гыдане и Таймыре // EAGE «Геомодель-2018» : мат-лы XX международной конф. Геленджик, 10–14 сентября 2018 г.

Н.З. Мунасыпов

кандидат геолого-минералогических наук

ООО НПЦ «Геостра» (группа компаний АО «Башнефтегеофизика»), Уфа, Россия;

nail@bngf.ru

И.Н. Низамутдинова

ООО НПЦ «Геостра» (группа компаний АО «Башнефтегеофизика»), Уфа, Россия;

nizamutdinovain@bngf.ru

В.А. Балдин

кандидат геолого-минералогических наук

ООО НПЦ «Геостра» (группа компаний АО «Башнефтегеофизика»), Уфа, Россия;

baldin@bngf.ru

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License