V.V. Maslov
 
 
Current ideas of Eastern Ustyurt tectonic inhomogeneity in the context of petroleum potential of Palaeozoic deposits
DOI 10.31087/0016-7894-2020-4-7-14.

The authors discuss the current ideas of Eastern Ustyurt tectonic inhomogeneity in the context of petroleum potential of Palaeozoic deposits. Structural surface of the crystalline basement within the Ustyurt region has a complicated, often mosaic pattern. The highest structural position of the basement is typical of the Baiterek-Terengkuduksky and Kassarminsky swells, as well as the Monchoklinsky uplift and south-western part of the Kuanysh-Koskalinsky swell. Taking into account the features of the current structure of the Permian-Triassic (Р2–Т1) sequences, the Eastern Ustyurt territory can be divided into three major tectonic members, they are: North Ustyurt syneclise, Central Ustyurt zone of uplifts, and South Ustyurt syneclise. The latter neighbours the Tuakyr-Kaplankyrsky zone of uplifts. What is more, the eastern and north-eastern shoulders make the flexure zone that bounds it along all the length from the western slope of the Arka-Kungrad uplift to the southern slope of the Aktumsuksky uplift. Comparative analysis of paleotectonic evolution of the Eastern Ustyurt and its current structural and tectonic model brought the authors to the following conclusions. History of the platform cover formation consists of two stages: Mesozoic-Paleogene and Neogene-Quaternary, which are separated by the stage of elevation, denudation, and hiatus. Carrying out the analysis of Mesozoic-Cenozoic sedimentary cover formation history, one should take into account the influence of Palaeozoic basement structure, overall progress of Mesozoic-Paleogene movements and, finally, the particular role of neotectonic deformations. Consequently, a definite relationship is determined between the Palaeozoic basement and architecture of the Mesozoic-Cenozoic sedimentary cover. Special importance is attributed to faults. Presence of high-amplitude faults with steep flanks of folds, which originated from neotectonic processes is typical of the elongated swells. Some researchers underestimate the significance of neotectonic processes and their influence on the ultimate formation of regional architecture of sedimentary cover and local structures within it. It becomes apparent that presence of deep troughs below anticline traps developed in Mesozoic-Cenozoic time is a positive factor for formation of hydrocarbon accumulations.

Key words: tectonic framework; Ustyurt; analysis of structural surface; Palaeozoic deposits; sedimentary cover; crystalline basement; oil and gas potential.

For citation: Maslov V.V. The modern idea of the tectonic heterogeneity of the East Ustyurt in connection with the petroleum potential of Paleozoic deposits. Geologiya nefti i gaza. 2020;(4):7–14. DOI: 10.31087/0016-7894-2020-4-7-14. In Russ.

References

1. Tal-Virsky B.B. Geofizicheskie polya i tektonika Srednei Azii [Geophysical fields and tectonics of Central Asia]. Moscow: Nedra; 1982. 287p.
2. Gavrilov V.P. Development of geodynamic model of evolution of North Ustyurt and adjacent regions of Turanian plate inspired by oil and gas content availability of Paleozoic complex. Geologiya, geofizika i razrabotka neftyanykh i gazovykh mestorozhdenii. 2011;(10):4–12 p. In Russ.
3. Kleshev K.A., Shein V.S. Geologicheskoe stroenie i geodinamicheskaya evolyutsiya Prikaspiiskoi vpadiny [Geologic structure and geodynamic evolution of the Caspian basin]. In: Geologiya, resursy, perspektivy osvoeniya neftegazonosnykh nedr Prikaspiiskoi vpadiny i Kaspiiskogo regiona
(Prikaspii-2007) (Moskva, 18–20 September, 2007) : materialy Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. Moscow: Maks Press; 2008. 388 p. In Russ.
4. Maslov V.V., Goryunova L.F., Obryadchikov O.S. Geodynamic evolution of the South-Eastern part of the East European platform, in connection with the assessment of oil and gas potential. Trudy Rossiiskogo Gosudarstvennogo Universiteta nefti i gaza im. I.M. Gubkina. 2017;287(2):56–65. In Russ.
5. Babadzhanov T.L. Mordvintsev O.P. O perspektivakh neftegazonosnosti doyurskikh obrazovanii [On the prospects of oil and gas potential of the pre-Jurassic formations]. Uzbekskii zhurnal nefti i gaza. 2002;(1):12–28. In Russ.
6. Gavrilov V.P., Gulyaev N.B., Gibshman N.B., Karnaukhov S.M. et al. Geologiya i perspektivy neftegazonosnosti verkhnepaleozoiskikh otlozhenii Ustyurtskogo regiona. [Geology and prospects of oil and gas content of upper Paleozoic deposits of the Ustyurt region. Monograph]. Moscow: Nedra; 2014. 247 p. In Russ.
7. Abdullaev G.S., Bogdanov A.N., Eidelnant N.K. Current state and prospects of development of oil and gas exploration in the Ustyurt region of the Republic of Uzbekistan. Neftegazovaya geologiya. Teoriya i praktika. 2019;14(1). Available at: http://www.ngtp.ru/rub/1/44_2014.pdf (accessed 28.01.2020). DOI: 10.17353/2070-5379/10_2019. In Russ.
8. Maslov V.V., Goryunova L.F., Gibshman N.B. Estimation of oil and gas potential of upper Paleozoic deposits of Northern Ustyurt on the basis of biostratigraphic analysis. Territorija “NEFTEGAS” = Oil and Gas Territory. 2016;(11):57–63. In Russ.
9. Maslov V.V., Miloserdova L.V. Tectonic nonuniformity and oil-and-gas content of the Turan plate based on satellite images interpretation. Trudy Rossiiskogo Gosudarstvennogo Universiteta nefti i gaza im. I.M. Gubkina. 2016;284(3):68–83. In Russ.
10. Maslov V.V., Gavrilov P.V. Prospective of oil-and-gas content of the Verkhnepaleozoysky complex of East Ustyurt (Republic Of Uzbekistan). Trudy Rossiiskogo Gosudarstvennogo Universiteta nefti i gaza im. I.M. Gubkina. 2015;281(4):15–28. In Russ.
11. Xinyuan H., Tsinghua V. Basic petroleum characteristics of the Tarim basin. In: Trudy rossiisko-kitaiskogo seminara. Beijing: oil and gas industry Publishing house; 2003. p. 106–123. In Russ.

V.V. Maslov   iD 

Candidate of Geological and Mineralogical Sciences,
Associate Professor
National University of Oil and Gas “Gubkin University”, Moscow, Russia
e-mail: maslov.v@gubkin.ru

В.В. Маслов
 
Современное представление о тектонической неоднородности Восточного
Устюрта в связи с перспективами нефтегазоносности
палеозойских отложений
DOI 10.31087/0016-7894-2020-4-7-14

В статье рассмотрено современное представление о тектонической неоднородности Восточного Устюрта в связи с перспективами нефтегазоносности палеозойских отложений. Структурная поверхность кристаллического основания в пределах Устюртского региона отличается сложным, нередко мозаичным строением. Наиболее приподнятое положение фундамента характерно для Байтерек-Теренгкудукского и Кассарминского валов, а также Мончоклинского выступа и юго-западной части Куаныш-Коскалинского вала. Принимая во внимание особенности современной структуры кровли пермотриасовых (Р2–Т1) отложений, территорию Восточного Устюрта можно разделить на три основных тектонических элемента: Северо-Устюртскую синеклизу, Центрально-Устюртскую зону поднятий и Южно-Устюртскую синеклизу. К последней на юге примыкает Туаркыр-Капланкырская зона поднятий. Причем восточный и северо-восточный борта представляют собой флексурную зону, которая обрамляет ее по всей длине от западного склона поднятия Арка-Кунград вплоть до южного склона Актумсукского поднятия. Сравнительный анализ палеотектонической истории развития Восточного Устюрта с его современной структурно-тектонической моделью позволяет сделать следующие выводы. История формирования платформенного чехла состоит из двух этапов: мезозой-палеогенового и неоген-четвертичного, разделенных стадией поднятий, размыва и перерыва в осадконакоплении. При анализе истории формирования мезозой-кайнозойского осадочного чехла следует учитывать влияние структуры палеозойского основания, общий ход мезозой-палеогеновых движений и, наконец, особую роль неотектонических деформаций. Таким образом, устанавливается определенная связь между палеозойским основанием и структурой мезозой-кайнозойского осадочного чехла. Особое значение придается разломам. В пределах линейно вытянутых валов характерно наличие высокоамплитудных, с крутыми крыльями складок, возникших в результате неотектонических процессов. Ряд исследователей недооценивает важную роль неотектонических процессов и их влияние на окончательное формирование региональной структуры осадочного чехла и расположенных внутри него локальных структур. Таким образом, становится очевидным, что наличие глубоких прогибов под антиклинальными ловушками, развитыми в мезозой-кайнозойское время, способствует формированию залежей углеводородов.

Ключевые слова: тектоническое строение; Устюрт; анализ структурных поверхностей; палеозойские отложения; осадочный чехол; кристаллический фундамент; нефтегазоносность.

Для цитирования: Маслов В.В. Современное представление о тектонической неоднородности Восточного Устюрта в связи с перспективами нефтегазоносности палеозойских отложений // Геология нефти и газа. – 2020. – № 4. – С. 7–14. DOI: 10.31087/0016-7894-2020-4-7-14.

 

Литература

1. Таль-Вирский Б.Б. Геофизические поля и тектоника Средней Азии. – М. : Недра, 1982. – 287 с.
2. Гаврилов В.П. Геодинамическая модель эволюции Северного Устюрта и прилегающих районов Туранской плиты в связи с нефтегазоносностью палеозойского комплекса // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений. – 2011. – № 10. – С. 4–12.
3. Клещев К.А., Шеин В.С. Геологическое строение и геодинамическая эволюция Прикаспийской впадины // Геология, ресурсы, перспективы освоения нефтегазоносных недр Прикаспийской впадины и Каспийского региона (Прикаспий-2007) (Москва, 18–20 сентября 2007 г.) : мат-лы Международной науч.-тех. конф. – М. : Макс Пресс, 2008. – 388 с.
4. Маслов В.В., Горюнова Л.Ф., Обрядчиков О.С. Геодинамическая эволюция юго-восточной части Восточно-Европейской платформы в связи с оценкой перспектив нефтегазоносности // Труды Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. – 2017. – Т. 287. – № 2. – С. 56–65.

5. Бабаджанов Т.Л., Мордвинцев О.П. О перспективах нефтегазоносности доюрских образований // Узбекский журнал нефти и газа. – 2002. – № 1. – С. 2–28.
6. Гаврилов В.П., Гуляев Н.Б., Гибшман Н.Б., Карнаухов С.М. и др. Геология и перспективы нефтегазоносности верхнепалеозойских отложений Устюртского региона. – М. : Недра, 2014. – 247 с.
7. Абдуллаев Г.С., Богданов А.Н., Эйдельнант Н.К. Современное состояние и перспективы развития геологоразведочных работ на нефть и газ в Устюртском регионе Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // Нефтегазовая геология. Теория и практика. – 2019. – Т. 14. – № 1. – Режим доступа: http://www.ngtp.ru/upload/iblock/693/10_2019.pdf (дата обращения: 28.01.2020). DOI:10.17353/2070-5379/10_2019.
8. Гибшман Н.Б., Горюнова Л.Ф., Маслов В.В. Оценка перспектив нефтегазоносности отложений верхнего палеозоя Северного Устюрта на основе биостратиграфического анализа // Территория нефтегаз. – 2016. – № 11. – С. 57–63.
9. Маслов В.В., Милосердова Л.В. Тектоническая неоднородность и нефтегазоносность Туранской плиты по данным дешифрирования космических снимков // Труды Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. – 2016. – Т. 284. – № 3. – С. 68–83.
10. Маслов В.В., Гаврилов П.В. Перспективы нефтегазоносности верхнепалеозойского комплекса Восточного Устюрта (Республика Узбекистан) // Труды Российского Государственного Университета нефти и газа им. И.М. Губкина. – 2015. – Т. 281. – № 4. – С. 15–28.
11. Синьюань Ч., Цинхуа В. Основные нефтегеологические характеристики бассейна Тарим // Труды российско-китайского семинара. – Пекин : Изд-во нефтегазовой промышленности, 2003. – С. 106–123.

В.В. Маслов    iD 

Кандидат геолого-минералогических наук, доцент
ФГАОУ ВО «Российский государственный университет
нефти и газа (национальный исследовательский университет)
имени И.М. Губкина», Москва
e-mail: maslov.v@gubkin.ru

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License