«OIL AND GAS GEOLOGY» № 4/2016

CONTENTS

 

OIL AND GAS POTENTIAL PROSPECTS AND EXPLORATION RESULTS

 

Kharakhinov V.V. Ancient West-Siberian rifts and their oil-gas bearing capacity

 

The paper presents the characteristics of the structure and oil-gas bearing capacity of the Riphean rifts and rift-related systems in the Western Siberia including thoroughly studied Kuyumbinsky and Irkineevsky rifts. The characteristics were made on the basement of accumulated and obtained recently geological exploration data.

Naumova M.N. Hydrocarbon systems analysis and oil-gas prospects for the North-Western Black sea water area according to complex methods

The paper considers geological structure and oil-gas prospects for the North-Western Black Sea Water Area. Basin modeling reconstructed basin submersion history and heating model, determined the level of maturity for all the distinguished oil-gas source strata and potential hydrocarbon accumulation locations. Obtained results provided a basis for prospecting borehole location and determination of geological exploration direction within Lukoil license areas in the Black Sea.

HYDROCARBON RESOURCES AND RESERVES

 

Burshtein L.M., Grekova L.S. Statistical method for quantitative oil-gas prospects prediction (at the example of J1 horizon in the Western Siberia)

 

The article suggests quantitative assessment method for hydrocarbon resources of objects located in structural traps of oil-gas regions. The quantitative probabilistic assessment is presented for oil-gas prospects of J1 horizon within the Tomsk region territory.

OIL AND GAS RESERVOIRS

 

Dzyublo A.D., Shnip O.A., Altukhov E.E., Tscherbakova A.Iu. Lithologic-geophysical characteristics for the Daginsk horizon rocks of the South-Kirinskoe field

 

The article presents the quantitative assessment for reservoirs volume parameters according to Schlumberger geophysical well logging complex for the open borehole and LWD research during drilling. Complex methods included the following types of logging, they are gamma (integral and spectral), induced potential, caliper-profile, multiplesonde electric, neutron, acoustic, gamma-gamma litho-density, spectral neutron, thermometry, mud and inclinometry of 3D seismic survey. The article provides the results of electron microscopy and X-ray-structural analysis. The regularities in hierarchical organization of section’s physical properties change were studied according to geophysical well logging data. The use of principle components allowed to distinguish and locate facies more efficiently. Enlargement of geophysical model was substan-tiated and basement for hydrodynamic model was provided. Obtained results could be used to design more detailed deposit’s geological and filtration model.

GEOPHYSIСAL INVESTIGATIONS

 

Shestakova N.I., Ershov S.V. Seismic model of the Upper Jurassic sediments of the Yenisei-Khatanga regional trough and adjacent areas of the West Siberian plate

 

Conceptual seismic model of the Upper Jurassic sediments of the Yenisei-Khatanga regional trough and adjacent areas of the West Siberian plate was proposed based on the integrated interpretation of seismic data, results of well logging, and faunal determinations using seismic-stratigraphic and sequence-stratigraphic methods. Seismic sequences have been distinguished corresponding to the sequences of the second and the third order, seismic reflectors controlling boundaries of sequences and maximum flooding surfaces have been stratified and correlated, microclinoform structure of the third order sequences has been revealed.

 

HARD-TO-EXTRACT AND NON-TRADITIONAL HYDROCARBON SOURCES

 

Kopilevich E.A., Skvortsov M.B., Surova N.D., Kuznetsov G.V. New methods for regional forecast of highly productive Bazhenov reservoirs in Western Siberia

 

The paper presents a new method for the prediction of promising highly productive Bazhenov reservoirs distribution in the crosshole space. The method uses spectral-time seismic record parametrization based on well discharge record.

Antonovskaia T.V. The Domanik horizon - the principle oil-gas source complex of the Timan-Pechora province

The paper is devoted to the urgent issue of depression domanik complex preservation as it is the principle oil and gas source strata of the Timan-Pechora province. It feeds with hydrocarbons all the overlying hypsometric deposits in the terrigene and carbonateous oil-gas complexes from the mid-Ordovician – Lower Devonian carbonaceous to the Triassic terrigene ones. Detailed characteristics is presented for non-depression domanik oil deposits. The author suggests the ways of oil-gas objects exploration that do not invoke horizontal drilling with hydro-breaking invasion in the source rock of the depression domanil deposits in the Timan-Pechora province.

PHYSICAL AND CHEMICAL PROPERTIES OF OIL AND GAS

Yashchenko I.G.,  Peremitina T.O., Luchkova S.V. Investigation of physical and chemical properties of sulphurous oils using factor analysis and principal components analysis

The world reserves of easily extracted, light and low-viscosity oil are believed virtually exhausted. Required growth of oil production mainly could be provided only with the hard extracted reserves, which include sulphurous oil. Therefore the research of distribution features, geological conditions of occurrence and physical and chemical properties of sulphurous oil in the oil and gas basins and on a global scale are relevant. Spatially distributed and statistical analysis of the properties of sulphurous oil have been conducted, their features have been identified in basins of different geotectonic types with the help of global databases on physical and chemical oil properties from Institute of Petroleum Chemistry SB RAS. The results of this comprehensive analysis are presented in the article.

DISCUSSION

Afanasenkov A.P., Senin B.V., Leonchik M.I. Refinement of petrogeological zonation model of the Russian Arctic shelf in light of modern geological and geophysical data

The proposed improved configuration model of provinces and areas on the Eurasian Arctic shelf, adjacent transit zones, and areas of the North Ocean is based on the analysis of results obtained in of oil and gas prospecting and other geological & geophysical studies in the region as in the early at the start of the year 2015. The criterion of hydrocarbon system integrity is considered together with a series of classic zoning criteria; and the necessity to work out a better grounded and more exact definition of petrogeological zonation units and their boundaries applicable for both on-land and offshore provinces is shown.

«Геология нефти и газа» № 4/2016

 

Журнал по решению ВАК  Министерства образования и науки РФ включен в “Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук”.

 

 

Редакция журнала: 105118 Москва, ш. Энтузиастов, 36
Будянская Ольга Ивановна, зав. редакцией
Тел: +7 (499) 781-68-59*3234  |  e-mail: info@oilandgasgeology.ru

 

Подписка: Тел: +7 (499) 781-68-59*3232 | e-mail: pr@oilandgasgeology.ru

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОНОСНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГРР

 

Харахинов В.В. Древние рифты Восточной Сибири и их нефтегазоносность

 

На основе имеющейся и полученной в последние годы геолого-разведочной информации дана характеристика строения и нефтегазоносности рифейских рифтов Восточной Сибири и объединяющих их рифтогенных систем, в том числе сравнительно детально изученных Куюмбинской и Иркинеевской.

Наумова М.Н. Анализ углеводородных систем и перспективы нефтегазоносности северо-западной акватории Черного моря по комплексу методов

В статье рассмотрены геологическое строение и перспективы нефтегазоносности северо-западной акватории Черного моря. На основе бассейнового моделирования восстановлены история погружения бассейна, модель прогрева, определена степень зрелости всех установленных нефтегазоматеринских толщ и возможные места аккумуляции УВ. Результаты работы послужили основанием для заложения поисковой скважины, а также определения направления и объемов геолого-разведочных работ в районе лицензионных участков компании ЛУКОЙЛ в Черном море.

РЕСУРСЫ И ЗАПАСЫ УВ

 

Бурштейн Л.М., Грекова Л.С. Локально-статистический метод количественного прогноза перспектив нефтегазоносности (на примере горизонта Ю1 Западной Сибири)

 

Предложена методика количественной оценки ресурсов УВ-объектов ранга нефтегазоносного района, локализованных в структурных ловушках. Дана вероятностная количественная оценка перспектив нефтегазоносности горизонта Ю1 на территории Томской области.

КОЛЛЕКТОРЫ НЕФТИ И ГАЗА

 

Дзюбло А.Д., Шнип О.А., Алтухов Е.Е., Щербакова А.Ю. Литолого-геофизическая характеристика пород дагинского горизонта Южно-Киринского месторождения

 

В настоящей статье приведена количественная оценка емкостных параметров коллекторов по комплексу ГИС Schlumberger в открытом стволе и исследованиях LWD в процессе бурения. Комплекс методов включал в себя гамма-каротаж (интегральный и спектральный), собственной поляризации, кавернометрию-профилеметрию, многозондовую электрометрию, нейтронный, акустический, гамма-гамма литоплотностной, спектральный нейтронный, термометрию, газовый, инклинометрию и сейсморазведочные работы 3D. Приведены результаты электронной микроскопии, рентгено-структурного анализа и литолого-петрографических исследований. Изучение закономерности иерархической организации и изменения физических свойств разреза осуществлялось по данным ГИС. Использование главных компонент повысило достоверность при выделении и локализации фаций. Обосновано укрупнение каркасной геологической модели и создана основа для создания гидродинамической модели. Полученные результаты могут быть использованы для уточнения геологической и фильтрационной моделей месторождения.

ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Шестакова Н.И., Ершов С.В. Сейсмогеологическая модель верхнеюрских отложений Енисей-Хатангского регионального прогиба и сопредельных районов Западно-Сибирской плиты

 

На основе комплексной интерпретации сейсмического материала, результатов геофизических исследований скважин и фаунистических определений, используя сейсмостратиграфический и сиквенс-стратиграфический подходы, предложена принципиальная сейсмогеологическая модель строения верхнеюрских отложений Енисей-Хатангского регионального прогиба и сопредельных районов Западно-Сибирской плиты. Выделены сейсмогеологические комплексы, соответствующие секвенциям 2-го и 3-го порядков, стратифицированы и прокоррелированы отражающие горизонты, контролирующие границы секвенций и поверхности максимального затопления, выявлено микроклиноформное строение секвенций 3-го порядка.

 

ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫЕ ЗАПАСЫ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ УВ

 

Копилевич Е.А., Скворцов М.Б., Сурова Н.Д., Кузнецов Г.В. Новая методика регионального прогноза высокопродуктивных баженовских коллекторов Западной Сибири

 

В статье изложена новая методика прогнозирования распределения перспективных высокодебитных коллекторов баженовских отложений в межскважинном пространстве, основанная на применении спектрально-временной параметризации сейсмической записи с опорой на скважинные данные по дебитам.

Антоновская Т.В. Доманиковый горизонт – основной нефтегазоматеринский комплекс Тимано-Печорской провинции

В статье поднимается актуальный вопрос сохранения депрессионного доманикового комплекса как основной нефтегазоматеринской толщи Тимано-Печорской провинции, питающей УВ все гипсометрических вышележащие залежи, как в терригенных, так и в карбонатных нефтегазоносных комплексах от среднеордовик-нижнедевонского карбонатного до триасового терригенного. Детально представлена характеристика залежей нефти в недепрессионных доманиковых отложениях. Рекомендуются пути поиска новых промышленно-нефтегазоносных объектов, не применяя при горизонтальном бурении гидро- и другие разрывы пласта в самом основании онтогенеза нефти – в материнской породе, депрессионном доманике Тимано-Печорской провинции.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ И ГАЗА

Ященко И.Г., Перемитина Т.О., Лучкова С.В. Исследование особенностей физико-химических свойств сернистых нефтей c применением кластерного анализа и метода главных компонент

Мировые запасы легкоизвлекаемых, легких и маловязких нефтей практически исчерпаны. Необходимый прирост добычи нефти возможен в основном только за счет трудноизвлекаемых запасов, к которым относятся сернистые нефти. В связи с этим актуальны исследования особенностей распространения, геологических условий залегания и физико-химических свойств сернистых нефтей на территориях нефтегазоносных бассейнов и в планетарном масштабе. С использованием мировой базы данных по физико-химическим свойствам нефтей Института химии нефти СО РАН проведен пространственно-распределенный и статистический анализы свойств сернистых нефтей и выявлены их особенности в бассейнах различного геотектонического типа.

ДИСКУССИИ

Афанасенков А.П., Сенин Б.В., Леончик М.И. К уточнению модели нефтегазогеологического районирования арктического шельфа России в свете современных геолого-геофизических данных

На основе анализа результатов геолого-разведочных работ на нефть и газ и других геолого-геофизических исследований на акваториях арктического шельфа Евразии, прилегающих транзитных зон и районов Северного Ледовитого океана, полученных к началу 2015 г., предложена уточненная модель конфигурации нефтегазоносных провинций и областей региона, учитывающая, наряду с комплексом классических критериев их выделения, также и критерий целостности УВ-систем; предлагается более четкое, логичное и обоснованное определение территориальных единиц (а также и их границ) нефтегазогеологического районирования, единого для морских и континентальных провинций.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License