«OIL AND GAS GEOLOGY» № 4/2015

CONTENTS

 

OIL AND GAS POTENTIAL PROSPECTS AND EXPLORATION RESULTS

 

Shuvaev A.O. Structure and oil and gas bearing capacity of the Neocomian clinoform complex within the limits of the Bolshekhetskaya depression

 

The paper is devoted to the evaluation of the oil and gas bearing capacity of the Neocomian
clinoform complex within the limits of the Bolshekhetskaya Depression. At the first stage sandy layers of the Achimovskaya strata were determined and delineated. After that the possibility of hydrocarbon accumulation in these deposits was estimated. At the final stage risks were analyzed. The application of complex methods of geological exploration (sequence-stratigraphic analysis, basin modeling, risk analysis) allows to increase the efficiency of geological exploration planning.

 

Shikhaliyev Y.A., Kocharly Sh.S. Directions of exploration surveys on Mesozoic sediments of Azerbaijan

 

Despite more than half century history of conducted exploration surveys on Mesozoic sediments in Azerbaijan, totally the results are quite meager: 3 or 4 oil deposits with ultimate reserves about 5 million tons have been discovered on the category A+B+C1. Many researches consider the following reasons of negative results: failure in the development of initial criteria for part of brought forward analogies, non-compliance of step-by-step-approach of exploration works expressed in putting structures into drilling without sufficient geophysical study, lack of geological-economic
analysis of putting small-sized areas into drilling and resources C3. According to the results of new geological-geophysical surveys, directions of further exploration surveys on every districts of Azerbaijan are detailed. To enhance the reliability of drilling works, the increase in the volume of 2D and 3D seismic surveys is suggested.

 

METHODS OF OIL AND GAS DEPOSITS PROSPECTING

 

Grunis E.B., Rostovshchikov V.B., Kolokolova I.L. Forecast and exploration methods for non-anticline oil deposits in the Silurian and Lower Devonian sediments of the Bolshezemelsky arch

 

The paper presents the substantiation for the forecast of the discovery of non-anticline oil deposits in the Silurian and Lower Devonian sediments of the Bolshezemelsky arch. The methods of anticline traps mapping are considered and the exploration directions for such traps are defined within the limits of the Bolshezemelsky arch.

GEOPHYSICAL INVESTIGATIONS

 

Nikishin A.M., Startseva K.F. The example of volumetrical structure of shift zones according to 3D seismic data interpretation

 

The investigation of the shift zone dislocation with a break of continuity is an urgent problem of oil and gas geology as tectonic structures play an important role in the formation of fluid-dynamic systems. 3D seismic allows to investigate the structure of the discontinuous dislocations of the shift zones under the conditions of a real geological space. The article presents detailed geo-metrical characteristics of the dislocations of conjugate shift zones. The characteristics were obtained with the help of new 3D seismic data analysis. The regularities of the spatial location of feathering faults were determined and the empirical models of the basement shift – feathering fault relation were constructed.

 

GEOCHEMICAL INVESTIGATIONS

 

Gavrilov V.P., Leonova E.A. Generation and accumulation hydrocarbon potential of the Changhong depression (Vietnam Northern Shelf)

 

In the paper the generation potential of oil and gas source suites of the Changhong Depression (Vietnam Northern Shelf) was analyzed, and the beginning of hydrocarbon emigration and oil window limits were substantiated. Reservoirs, seals and traps were characterized. Jointing was proved to be essential for the formation of reservoir storage volume. It was shown that anticline-like structures in the central part of the Changhong Depression have mud volcanic nature. The article presents practical guidelines for the further exploration work.

 

HARD-TO-EXTRACT AND NON-TRADITIONAL HYDROCARBON SOURCES

 

Lebedko G.I. Khadumites of the Northern Caucasus

 

The article presents the development prospects of the oil and gas industry of the Northern Caucasus. The prospects are connected not only with the shelf of the southern seas, but also with the clayey strata of the depressions as oil potential of the Maykop series is high (including the Khadum and the Kumskaya suites). The analysis of the vertical zones of the heat and mass transfer (fluid flow) in addition to the structural factor is recommended as the forecast parameter at the prospecting and exploring stage. For the clayey reservoirs in the khadumites ultrasonic exposure is suggested instead of depression methods of the reservoir activation.

 

Dakhnova M.V., Mozhegova S.V., Nazarova E.S., Paizanskaya I.L. Evaluation of reserves of shale oil using geochemical parameters

 

In the article it’s discussed one of the approaches to evaluation of geological reserves and resources of “shale oil” in sediments of the Domanik type based on use of geochemical data.
The Rock-Eval is shown to be the most effective geochemical method of identification of oil-saturated intervals in the section, determination of their thickness and quantitative estimation
of their oil content. For determination of the 3D distribution of oil-saturated bodies it’s proposed integration of the Rock-Eval method with investigations of oils and bitumen by one of the methods of reservoir geochemistry. The effectiveness of application of the geochemical methods is demonstrated in the particular case of the West Siberian Bazhenov Formation.

 

Iskritskaya N.I., Makarevich V.N., Shchepochkina A.A. Main trends in the development of hard-to-extract oil reserves of the Russian Federation

 

Currently hard-to-extract reserves make virtually two thirds of all extractable reserves of the Russian Federation, and its part is constantly growing. So far there is no common approach to hard-to-extract reserves classification, there is a disagreement in terms and definitions. While the technologies are developing, the view of the criteria indices values is changing, and on the basement of these criteria the reserves are referred to hard-to-extract category. The actual data shows that the part of hard-to-extract reserves in output is significantly less compared to its part in reserves. The methods of stimulation and the ways of speeding-up the hard-to-extract reserves
development are given in the article.

 

DISCUSSION

 

Nagevich P.P., Shein V.S. Universal grid of planetary faults and hydrocarbon deposits location

 

The paper presents the hypothesis that there is a universal grid of faults formed in the Archean-Proterozoic Era during the plum-tectonics manifestation. Afterwards the faults became more complicated due to the plate tectonics. As the result linear and diffusive jointing zones formed, which could be noticed in local and regional scale. Jointing zones contributed to the hydrocarbon accumulation. Universal (standard) directions of sublatitudinal and submeridianal planetary faults were determined, which can be noticed on any part of the Earth. The faults can act as a geotectonic indicator that increases the efficiency of deposit exploration. Jointing zones and referred to them deposits and promising areas for hydrocarbon accumulation were determined
for certain regions of Russia.

«Геология нефти и газа» № 4/2015

 

Журнал "Геология нефти и газа" включен ВАКом в перечень ведущих научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности: - Науки о Земле

 

 

Редакция журнала: 105118 Москва, ш. Энтузиастов, 36
Будянская Ольга Ивановна, зав. редакцией
Тел: +7 (499) 781-68-59*3234  |  e-mail: info@oilandgasgeology.ru

 

Подписка: Тел: +7 (499) 781-68-59*3232 | e-mail: pr@oilandgasgeology.ru

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОНОСНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГРР

 

Шуваев А.О. Строение и нефтегазоносность неокомского клиноформенного комплекса в пределах Большехетской впадины.

 

Статья посвящена оценке нефтегазоносности неокомского клиноформенного комплекса в пределах Большехетской впадины. На первом этапе были выделены и оконтурены песчаные пласты ачимовской толщи, после чего оценивалась возможность накопления УВ в этих отложениях. На заключительном этапе проводился анализ рисков. Применение комплексной методики геологоразведки (сиквенc-стратиграфический анализ, бассейновое моделирование, анализ рисков) позволяет существенно повысить эффективность планирования геолого-разведочных работ.

 

Шихалиев Ю.А., Кочарли Ш.С. О направлении поисково-разведочных работ на мезозойские отложения в Азербайджан.

 

Несмотря на более чем полувековую историю поисково-разведочных работ на мезозойские отложения в Азербайджане, их результаты в целом оказались довольно скромными: открыты 3-4 небольших месторождения нефти с суммарными запасами по категориям А+В+С1 около 5 млн т. Причинами отрицательных результатов многие исследователи считают недостаточность разработки исходных критериев в части приводимых аналогий, не соблюдение этапности разведочных работ, выразившемся в вводе в бурение структур без достаточного геофизического изучения, отсутствие геолого-экономического анализа ввода в бурение площадей небольшого размера и ресурсов категории С3.

В соответствии с результатами новых геолого-геофизических исследований, по каждому району Азербайджана конкретизируется направление дальнейших разведочных работ. Для надежности буровых разведочных работ, почти по всем районам предлагается повышение объема сейсмических работ 2D и 3D.

 

МЕТОДИКА ПОИСКОВ И РАЗВЕДКИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

 

Грунис Е.Б., Ростовщиков В.Б., Колоколова И.В. Прогноз и методика поисков неантиклинальных залежей нефти в нижнедевон-силурийских отложениях Большеземельского свода.

 

В статье обоснован прогноз обнаружения залежей нефти неантиклинального типа в нижнедевон-силурийских отложениях Большеземельского свода. Рассмотрены методические приемы картирования ловушек неантиклинального типа и определены направления их поиска в пределах Большеземельского свода.

 

ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Никишин А.М., Старцева К.Ф. Пример детального объемного строения сдвиговых зон по данным интерпретации 3D-сейсмических данных.

 

Исследование разрывных нарушений сдвиговых зон представляется актуальной задачей для нефтегазовой геологии, поскольку велика роль тектонических структур в формировании флюидо-динамических систем. Сейсмические данные 3D позволяют исследовать строение разрывных нарушений сдвиговых зон в условиях реально существующего геологического пространства. В статье описаны детальные геометрические характеристики разрывных нарушений нескольких сопряженных сдвиговых зон, полученные в результате анализа новейших данных сейсмики 3D. Выявлены закономерности пространственного расположения и оперяющих разломов, построены эмпирические модели соотношения сдвига в фундаменте и оперяющих разломов в осадочном чехле.

 

ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Гаврилов В.П., Леонова Е.А. Генерационно-аккумуляционный углеводородный потенциал Шонгхонгского прогиба (северный шельф Вьетнама).

 

В статье проанализированы генерационные возможности нефтегазоматеринских свит Шонгхонгского прогиба (северный шельф Вьетнама), обоснованы начало эмиграции УВ и пределы "нефтяного окна". Дана характеристика коллекторов, покрышек и ловушек. Доказываются важная роль трещиноватости в формировании емкостного пространства коллекторов и грязевулканическая природа антиклиналеподобных структур в центральной части Шонгхонгского прогиба. Приводятся практические рекомендации по дальнейшему проведению геолого-разведочных работ.

 

ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫЕ ЗАПАСЫ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ УВ

 

Лебедько Г.И. Хадумиты Северного Кавказа.

 

Рассмотрены перспективы развития нефтегазовой отрасли Северного Кавказа, которые связаны не только с шельфом южных морей, но и с глинистыми толщами прогибов и впадин, поскольку нефтепромысловая значимость майкопской серии (включая хадумскую и кумскую свиты) высока. В поисково-разведочную стадию в качестве прогнозного параметра (кроме структурного фактора) рекомендован анализ вертикальных зон тепломассопереноса (флюидопотока). Для глинистых коллекторов в хадумитах предложена замена депрессионных методов активации коллекторов на ультразвуковое воздействие.

 

Дахнова М.В., Можегова С.В., Назарова Е.С., Пайзанская И.Л. Оценка запасов «сланцевой нефти» с использованием геохимических параметров.

 

В статье рассмотрен один из подходов к оценке геологических запасов и ресурсов “сланцевой нефти” в отложениях доманикового типа, основанный на использовании геохимических данных. Показано, что наиболее эффективным геохимическим методом выделения нефтенасыщенных пачек в разрезе, определения их толщин и оценки количества содержащейся в них нефти является метод “Rock-Eval”. Для определения пространственной протяженности нефтенасыщенных тел предложено использовать сочетание “Rock-Eval” c исследованиями нефтей и битумоидов одним из методов резервуарной геохимиии. Применение геохимических методов для решения поставленных задач рассмотрено на примере баженовской свиты Западной Сибири.

 

Искрицкая Н.И., Макаревич В.Н., Щепочкина А.А. Основные тенденции освоения трудноизвлекаемых запасов нефти Российской Федерации.

 

В настоящее время практически две трети извлекаемых запасов Российской Федерации относятся к трудноизвлекаемым, доля которых увеличивается в балансе запасов опережающими темпами. На сегодня отсутствует единый подход к классификации этих запасов, имеются разночтения в терминах и определениях. По мере развития технологий изменяются представления о кондиционности и значениях критериальных показателей, на основании которых запасы относят к категории трудноизвлекаемых. На основании фактических данных доказано, что доля трудноизвлекаемых запасов в добыче значительно отстает от доли в запасах. В статье изложены методы стимулирования и пути ускорения промышленного освоения трудноизвлекаемых запасов.

 

ДИСКУССИИ

 

Нагевич П.П., Шеин В.С. Универсальная сетка планетарных разломов и размещение месторождений углеводородов.

 

Предложена гипотеза о наличии универсальной сетки разломов, образовавшихся в архее – протерозое во время проявления плюм-тектоники. В последующем они усложнялись в результате действия тектоники плит. В результате были сформированы зоны трещиноватости линейного и диффузионного типов, проявившиеся в региональном и локальном масштабах. Зоны трещиноватости способствовали образованию скоплений УВ. Установлены универсальные (эталонные) направления субширотных и субмеридиональных  планетарных разломов, которые проявляются по всей поверхности Земли. Они могут являться  геотектоническим поисковым признаком, повышающим результативность поисков месторождений. Для некоторых регионов России выделены зоны трещиноватости, связанные с ними месторождения и участки, благоприятные для формирования скоплений УВ.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License