«OIL AND GAS GEOLOGY» № 1/2016

CONTENTS

 

OIL AND GAS POTENTIAL PROSPECTS AND EXPLORATION RESULTS

 

Kim B.I., Evdokimova N.K., Kharitonova L.Ia. Structure, oil and gas potential, oil-geological zonation of the Russian West-Arctic Shelf

 

The article presents the result of the research on the Russian West-Arctic Shelf structure, its formation characteristics and regularities which allowed to develop a new structural-tectonic map and to conduct oil-geological zonation of the region based on the map. Proved stratigraphic volume of the western and central Laptevskii Shelf cover (from the Upper Riphean to Cenozoic)  significantly increases oil component in hydrocarbon phase content and therefore this area can be considered as aquatorial extension of the Lena-Tungusskaia potential oil and gas province within the limits of the Siberian platform. Potential oil and gas provinces (Lena-Tungusskaia, Novosibirsk-Chukotskaia, Vostochno-Arkticheskaia) and regions were defined. Zonation of territories within their limits is shown on the map according to their potential degree. The characteristics for potential oil and gas complexes of sedimentary cover are given by the sea shelves. Suggestions for prospecting and parametric wells location are proposed.

 

Polyakova I.D., Borukaev G.Ch., Sidorenko Sv.A. Oil and gas prospects for shelf basins of the Chukchi Sea (russian sector)

 

Correlation between the Paleozoic-Cenozoic sections of Russian Western Arctic regions and American Arctic regions allows to predict the sedimentary cover age and structure, stratigraphic confinedness and quality of oil source roks, the degree of katagenetic maturity of organic matter and hydrocarbon systems preservation within the limits of the North-Chukchi and South-Chukchi basins. At the present stage generative and accumulative properties are typical mostly for the Upper Cretaceous and Cenozoic systems. The Paleozoic-Mesozoic systems used to have high potential in the geological past, but deep submersion and numerous tectonic movements resulted in the fact that the systems almost lost their potential. Both basins of the Russian Chukchi Shelf potentially oil and gas-bearing. Hydrocarbon resources of the North-Chukchi basin are supposed to be 30 times larger than the South-Chukchi basin resources.

 

METODS OF OIL AND GAS DEPOSITS PROSPECTING

 

Bogdanov M.M., Lukova S.A. Oil and gas accumulation areas and new directions of hydrocarbon exploration in the lower horizons of sedimentary cover of the Chernyshov Ridge

 

The paper presents an update structural-tectonic zonation of the central and eastern regions of the Timano-Pechora oil and gas province conducted along the main reference horizon – domanik deposits bottom. Space-time model for the formation of oil and gas accumulation areas was constructed based on the complex geological criteria. As the result new directions of hydrocarbon deposits exploration were proposed for the lower horizons of sedimentary cover of the Chernyshov Ridge in the Pre-Ural foredeep. The benchmark assessment for the initial total resources of promising oil and gas accumulation zones and   predicted located oil resources D1l of the defined structures was substantiated. Stage-by-stage plan was proposed for the development of hydrocarbon potential of the Middle Ordovian-Lower Devonian carbonaceous oil and gas complex located in the southern part of the Chernyshov Ridge. The plan includes areal and regional seismic profile shooting, prospecting and parametric well drilling.

 

Glukhmanchuk E.D., Krupitskii V.V., Leontievskii A.V. The reason for discrepancy between deposit geological model and deposit production results

 

The paper describes the results of hydrodynamic research and reserves production on exploited oil deposits in terms of their correspondence with standard geological models. Presented data shows the presence of high-permeable filtration channels developed in jointing zones of productive strata. The impact of the channels during the early stages of deposit exploration provokes uneven reserves production and due to this fact 10-20 % of wells contain 80 % of oil. During the advanced exploration stages when flooding starts the channels provoke the formation of anticipated flooding zones and decrease the efficiency of reserves production in general. The obtained data shows that enhancing deposit geological models with the information about filtration channels structure could improve the efficiency of the models and deposit exploration control.

 

HYDROCARBON RESOURCES AND RESERVES

 

Mkrtchan O.M., Varutschenko A.I., Potemkina S.V. Current state and trends for oil reserves and production of exploited deposits of different size categories in the Khanty-Mansiysk AO–Ugra

 

In the paper the present state and trends for oil reserves and production are analyzed for the deposits of different size categories marked for current reserves of A+B+C1+C2 categories. The proportion of exploited and unexploited reserves is considered including the proportion for oil and gas complexes. Exploited reserves development is shown and general trends for raw materials base and oil production are estimated.

 

 

GEOPHYSIKAL INVESTIGATIONS

 

Trofimov V.A., Khromov V.T., Romanov Iu.A., Trofimov A.V., Melik-Pvashaeva N.V., Nugumanova G.N. Kazansko-Kazhimskii aulacogen tectonics issues (corresponding with oil and gas-bearing capacity)

 

Unsolved issues concerning Kazansko-Kazhimskii aulacogen structure were defined after the analysis of present concept of its structure and factual data. The major problems are lack of understanding of the following aspects, they are the structure of the most promising lower horizons of the sedimentary cover, basement surface and abyssal crustal horizons; the borders and structure of the northern and southern (south-western) aulacogen closings; features of joint between aulacogen and adjacent large tectonic elements. At the same time commercial oil inflow from the Devonian sediments of the Provorovskoe deposit in the Syrianskii swell and oil show in other areas give evidence for the Kazansko-Kazhimskii aulacogen prospects.

GEOCHEMICAL INVESTIGATIONS

 

Alekseev Iu.A. Uranium-hydrocarbon paragenesis in oil and gas-bearing regions

 

Paragenetic relations between uranium content and oil and gas content in the Volga-Ural province were defined and used for petroleum prospects estimation in the northern Kazansko-Kazhimskii aulacogen. Uranium-hydrocarbon paragenesis which is brought about in oxidation-reduction conditions of epigenesis in activated oil and gas basin, should be taken into account for assessment zonation and exploration.

 

Danilov V.N., Kochkina Iu.V. Geochemical and tectonic conditions for hydrocarbon traps and deposits formation in the south of Pechora-Kozhvinskii megaswell

 

In the article conditions for traps and deposits formation in the southern part of the Pechora-Kozhvinskii megaswell are considered. Two centres of oil and gas generation were defined which are characterized by different types of the initial organic matter and different regularities in liquid and gas hydrocarbon fluids generation. Models of deposits submersion and heating were cons-tructed, hydrocarbon generation and migration periods and the time of potential formation and filling of traps were substantiated. In accordance with the multistage migration principle it was assumed that oil accumulations in the West-Pechorogorodskii and West-Pechookozhvinskii deposits could have formed due to oil redistribution from the surrounding oil and gas condensate deposits. Separate prediction provided basis for the development of oil and gas prospects map of the region.

DISCUSSIONS

 

Varlamov A.I., Petersilie V.I., Poroskun V.I. Concerning new hydrocarbon reserves and resources classification

 

In the article lack of correspondence between accepted oil and gas reserves and resources classification and major principles which were supposed to be taken as a basement for the classification is considered. In the new classification economic factor is not taken into account for extracted reserves estimation. Also the new classification does not inherit principles from the previous ones. This fact provokes difficulties for retrospective analysis and resource base development forecast for national planning and control of subsoil resources use. These remarks are suggested to be considered for final version of classification.

«Геология нефти и газа» № 1/2016

 

Журнал по решению ВАК  Министерства образования и науки РФ включен в “Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук”.

 

 

Редакция журнала: 105118 Москва, ш. Энтузиастов, 36
Будянская Ольга Ивановна, зав. редакцией
Тел: +7 (499) 781-68-59*3234  |  e-mail: info@oilandgasgeology.ru

 

Подписка: Тел: +7 (499) 781-68-59*3232 | e-mail: pr@oilandgasgeology.ru

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРСПЕКТИВЫ НЕФТЕГАЗОНОСНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГРР

 

Ким Б.И., Евдокимова Н.К., Харитонова Л.Я. Структура, нефтегазовый потенциал и нефтегеологическое районирование восточно-арктического шельфа России

 

Статья посвящена результатам изучения структуры восточно-арктического шельфа России, особенностям и закономерностям ее формирования, позволившим составить новую структурно-тектоническую карту и на ее основе выполнить нефтегеологическое районирование региона. Доказанный стратиграфический объем чехла (от верхнего рифея до кайнозоя) в западной и центральной частях Лаптевского шельфа существенно увеличивает нефтяную компоненту в фазовом составе УВ и позволяет рассматривать эту область шельфа как акваториальное продолжение Лено-Тунгусской потенциально нефтегазоносной провинции в пределах Сибирской платформы. Выделены потенциальные нефтегазоносные провинции (Лено-Тунгусская, Новосибирско-Чукотская и Восточно-Арктическая) и области. Районирование земель в их пределах дано по степени перспективности и показано на соответствующей карте. Характеристика потенциально нефтегазоносных комплексов осадочного чехла дана по шельфам конкретных морей. Даны рекомендации для заложения поисковых и параметрических скважин.

 

Полякова И.Д., Борукаев Г.Ч., Сидоренко Св.А. Перспективы нефтегазоносности шельфовых бассейнов Чукотского моря (российский сектор)

 

На основе корреляции палеозой-кайнозойских разрезов Восточной Арктики России и арктической Америки прогнозируются возраст и строение осадочного чехла, стратиграфическая приуроченность и качество нефтегазоматеринских толщ, степень катагенетической зрелости ОВ и сохранности УВ-систем в пределах Северо-Чукотского и Южно-Чукотского бассейнов. На современном этапе генерационные и аккумуляционные возможности свойственны в основном верхнемеловым и кайнозойским системам. Палеозой-мезозойские системы, обладавшие в геологическом прошлом хорошим потенциалом, после погружения на большие глубины и неоднократных тектонических перестроек практически его исчерпали. Оба бассейна чукотского шельфа России являются потенциально нефтегазоносными. Особенно значительные УВ-ресурсы предполагаются в Северо-Чукотском бассейне, превосходящем по этому показателю Южно-Чукотский в 30 раз и, возможно, более.

 

МЕТОДИКА ПОИСКОВ И РАЗВЕДКИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

 

Богданов М.М., Лукова С.А. Зоны нефтегазонакопления и новые направления поисков месторождений углеводородов в нижних горизонтах осадочного чехла гряды Чернышева

 

Уточнено структурно-тектоническое районирование центральных и восточных районов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции по основному опорному горизонту – подошве отложений доманика. В результате разработанной по комплексу геологических критериев пространственно-временной модели формирования зон нефтегазонакопления рекомендованы новые направления поисков месторождений УВ в нижних горизонтах осадочного чехла гряды Чернышева Предуральского прогиба. Обоснован эталон для оценки начальных суммарных ресурсов выделенных перспективных зон нефтегазонакопления и прогнозных ресурсов нефти категории Д1л выявленных структур. Составлена программа поэтапного освоения УВ-потенциала карбонатного среднеордовик-нижнедевонского нефтегазоносного комплекса, находящегося в автохтоне южной части гряды Чернышева, включающая площадное и региональное сейсмопрофилирование, бурение поисково-оценочной и параметрической скважин.

 

Глухманчук Е.Д., Крупицкий В.В., Леонтьевский А.В. Причина несоответствия геологических моделей месторождений результатам их разработки

 

В статье приведены результаты гидродинамических исследований и выработки запасов на эксплуатируемых нефтяных месторождениях с позиций их соответствия стандартным геологическим моделям. Приведенные данные показывают наличие в продуктивных пластах высокопроницаемых каналов фильтрации, развитых по зонам трещиноватости. Их влияние на ранних стадиях разработки месторождений приводит к неравномерности выработки запасов, в связи с чем в 10-20 % скважин отбирают 80 % нефти. На поздних стадиях разработки, с началом заводнения, они определяют формирование зон преждевременного обводнения и в целом снижают эффективность выработки запасов.

Приведенные данные дают основание утверждать, что наполнение геологических моделей месторождений информацией о структуре каналов фильтрации обеспечит повышение качества геологических моделей и эффективность управления процессом разработки месторождения.

 

РЕСУРСЫ И ЗАПАСЫ УВ

 

Мкртчян О.М., Варущенко А.И., Потемкина С.В. Состояние и динамика запасов и добычи нефти на разрабатываемых месторождениях разных категорий крупности на территории Ханты-Мансийского АО-Югры

 

Анализируются состояние и динамика запасов и добычи нефти на разрабатываемых месторождениях различной категории крупности, выделенных по текущим запасам категорий А+В+С1+С2, рассматривается соотношение разрабатываемых и неразрабатываемых запасов, в том числе по нефтегазоносным комплексам. Представлена динамика разведываемых запасов, оценены общие тенденции развития сырьевой базы и добычи нефти.

 

 

ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Трофимов В.А., Хромов В.Т., Романов Ю.А., Трофимов А.В., Мелик-Пвашаева Н.В., Нугуманова Г.Н. Проблемы тектоники Казанско-Кажимского авлакогена (в связи с нефтегазоносностью)

 

Используя фактический материал и сформулированные на его основе представления о строении Казанско-Кажимского авлакогена, обозначены нерешенные проблемы, основными из которых являются отсутствие полной ясности о строении авлакогена по нижним, наиболее перспективным горизонтам осадочного чехла, поверхности фундамента и глубинным горизонтам земной коры; граница и строение северного и южного (юго-западного) замыканий авлакогена; характер сочленения авлакогена обрамляющими его крупными тектоническими элементами. В то же время получение промышленных притоков нефти из девонских отложений на Проворовском месторождении в пределах Сырьянского вала и наличие нефтепроявлений на других площадях свидетельствуют о перспективах Казанско-Кажимского авлакогена.

 

ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Алексеев Ю.А. Уран-углеводородный парагенез нефтегазоносных территорий

 

Установлена парагенетическая совмещенность ураноносности и нефтегазоносности Волго-Уральской провинции, использованная при оценке перспектив нефтегазоносности северной части Казанско-Кажимского авлакогена.

Учет уран-углеводородного парагенеза, присущего окислительно-восстановительному эпигенезу активизированных нефтегазоносных бассейнов, рекомендуется при их оценочном районировании и опоисковании.

 

Данилов В.Н., Кочкина Ю.В. Геохимические и тектонические условия формирования ловушек и залежей углеводородов юга Печоро-Кожвинского мегавала

 

Рассмотрены условия формирования ловушек и залежей южного окончания Печоро-Кожвинского мегавала. Выделены два очага нефтегазообразования, характеризующиеся различным типом исходного ОВ и разными закономерностями генерации жидких и газообразных УВ-флюидов. Построены модели погружения и прогрева отложений, обоснованы периоды генерации и миграции УВ, время возможного формирования и заполнения ловушек. В соответствии с принципом дифференциального улавливания сделано предположение о возможном формировании нефтяных скоплений Западно-Печорогородского и Западно-Печорокожвинского месторождений за счет перераспределения нефти из близлежащих нефтегазоконденсатных залежей. На основе раздельного прогноза составлена карта перспектив нефтегазоносности района.

 

ДИСКУССИИ

 

Варламов А.И., Петерсилье В.И., Пороскун В.И. О новой классификации запасов и ресурсов углеводородов

 

Обсуждается несоответствие положений утвержденной «Классификации запасов и ресурсов нефти и газа» основным принципам, которые были сформулированы при постановке работ по ее созданию. Отмечается, что в новой классификации отсутствует учет экономического фактора при оценке извлекаемых запасов и нарушена преемственность классификации ранее принятым. Последнее затрудняет выполнение ретроспективного анализа и прогноза развития ресурсной базы страны для государственного планирования и контроля за недропользованием. Предлагается учесть эти замечания в окончательной редакции Классификации.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License